Новый Минздрав. Реформа, которой вы требуете.




О ком забыли составители реформы Минздрава и к чему это приведет.

Сегодня в ФБ случился всплеск внимания к украинской системе Здравоохранения. Тысячи людей публикуют свои жалобы на плохую работу МОЗ, сопровождая их хэштегом #вимагаюмедичнуреформу. А знают ли они, чего требуют?
По случаю небывалого ажиотажа и интереса к теме я даже отложила изучение ужасающих судебных решений для другого материала (кто знает, тот поймет). Ну никак не могу я пройти мимо темы Здравоохранения в Украине и ее реформы. Судьба самого важного ведомства страны - это моя боль и борьба на протяжении последних 7 лет.
Только в отличие от большинства, которое жалуется на плохую санитарку или невежливого врача, который попался им когда-то давно, потребовал взятку, они ее дали, а он их плохо полечил, я понимаю, что значит Медицинская Реформа.
Хотя бы потому, что год назад я лично провела колоссальное исследование всех стратегий реформирования МОЗ. И отдельно поговорила с агентами изменений - врачами, медсестрами. Теми, кто эти изменения будет внедрять. Или вы думаете, что их мнение неважно?))
Про реформу
Реформа украинского МОЗ включает в себя 3 основных принципа. Именно их Вам и нужно знать для понимания требуемой реформы:
1.Государственный гарантированный пакет медицинских услуг.

То есть, мы переходим от полностью бесплатной к частично финансируемой государством медицины.
То, что не покроет государство, пациент заплатит сам. С одной стороны, это правильная инициатива. Но что будет с теми, кому положено, например, дорогостоящее оперативное лечение?
Стратегией подразумевается разработка такого пакета по всем “ланкам” (первичная, специализированная итд). Этот пакет до сих пор не принят.

Гройсман заявлял, что хотя бы по первичной “ланке” пакет примут в первом квартале 2017. На конец второго квартала этого так и не произошло.

2. Единый национальный заказчик медицинских услуг
Для этого стратегией предполагается создание так называемого Национального Агентства по Финансированию Здравоохранения. То есть, единого органа, который будет контролировать финансирование каждой больницы.

В теории - инструмент борьбы с коррупцией, ибо следующим пунктом подразумевается постатейное финансирование медучреждений. Но поскольку ни принцип, ни механизм не описаны и не прокоммуницированы, получится наоборот.

Непонятные люди в новом органе по договоренности с главврачами будут согласовывать именно те статьи, которые им нужно. И обхода этого канала не будет. Заказчик-то единый.  Вот уж где золотая жила для коррупционеров!




3. Новый механизм оплаты “деньги идут за пациентом”.
Этот компонент напрямую связан с предыдущим. Многие считают, что благодаря ему у них появится возможность самостоятельно выбрать того врача, который им больше нравится. Ведь отныне государство будет страховать каждого отдельного пациента, без привязки к месту жительства и тд.
На практике - речь идет всего лишь о том, что у вас будет возможность выбора специалиста на уровне первичной помощи и частично специализированной помощи (ЛОРы, дерматологи и прочие специалисты, которых очень много в частных клиниках).

Например, вы хотите обратиться за консультацией не в государственную клинику, а в частную. Вы приходите туда, получаете диагноз, с которым дальше вам - только (не дай Бог) в онкодиспансер. Тут и заканчивается ваш выбор и вы снова попадаете в старую систему с отсутствием нормального оборудования и взяткам.
Кстати, вы знали, что в харьковском областном онкодиспансере есть всего лишь один томограф? Который часто ломается и не ремонтируется месяцами. И тогда пациент, независимо от своих возможностей, должен изыскать возможность сделать себе МРТ в частном порядке.
Таким образом, компонент больше работает на развитие частной медицины, при этом особенно не стимулируя государственную. 

Ведь все прекрасно понимают, что в случае потребности специализированной помощи, пациент пойдет не в неизвестную мелкую частную клинику, а к главврачу или хотя бы  зав отделением крупной государственной клиники.
Эти принципы  изложены в двух стратегических документах по реформированию МОЗ - национальной стратегии реформирования системы здравоохранения Украины 2015-2020, разработанной при участии “Пациентов Украины” и концепции реформы финансирования системы здравоохранения
Интересующиеся могут ознакомиться со всеми деталями самостоятельно.



Некоторые нюансы
Наравне с тремя главными принципами, стратегия упоминает еще один принцип, четвертый, который звучит как “Усиление роли общин. Новые роли центральной власти и местных властей”. Подразумевается, что  после реформы общины начнут выступать “в роли основателей и собственников эффективных медицинских учреждений, которые продают свои услуги государству, страховым компаниям, гражданами и единому рынку медицинских услуг”.
Звучит пафосно и непонятно, а значит примерно следующее: отныне контроль над распределением финансирования медицинским учреждениям будет полностью передан местным властям (сейчас это происходит только частично - кто-то финансируется местными бюджетами, кто-то центральными).
При этом, непосредственно расчет с медицинским учреждениями предполагается возложить на уже упомянутое Национальное Агентство по Финансированию Здравоохранения (НФА). 

А контроль над тем, какие услуги заказала к оплате местная власть - на наблюдательные советы из числа общественности.
Вы уже догадываетесь, кто войдет в такие советы, которые будут "контролировать" решения местных властей?
Помимо этих главных принципов есть еще пару важных моментов. Например, внедрение системы eHealth. Такой системы, которая позволит отказаться от всей бумажной волокиты и также обеспечить единую учетную сеть выписывания и отпуска препаратов.
Не знаю, приходилось ли вам бывать в подобных ситуациях, но как-то я видела пожилую пару, сидящую под кабинетом врача у Онкологическом диспансере. Бабушка плакала и просила врача поискать результаты анализов “еще раз”, а он только разводил руками - мол, извините, потеряли. 

А дедушка, чьи анализы потеряли и без которых не могли назначить ему лечение, просто тихонько сидел, глядя в никуда.
Так вот, больше половины медицинского персонала и сотрудников аптек высказались однозначно против такой системы. 

Кто-то не владеет компьютером, кто-то хочет иметь возможность продавать наркотические препараты без рецептов. Ну а большинству просто удобна действующая система.
Да и сама система даже не начинала разрабатываться. Хотя желающие сделать ее бесплатно, на благо страны, были.
Автономия медицинских учреждений. Это очень важный шаг, который позволит наконец-то отказаться от проклятой системы Семашко (койко места на количество населения). 

В теории, каждая больница отныне сама будет учитывать потребности своих пациентов и расходовать средства исключительно на то, что нужно. Но механизма контроля нет.
С огромным скрипом этот законопроект таки приняли. С ноября 2017 года медучреждения наконец-то переходят в режим самоуправления. 

Это значит, что теперь главврач становится менеджером больницы и сам решает сколько и каких специалистов ему нужно в штате, сколько им платить, какое оборудование закупать и все такое прочее. 

Догадываетесь, кто останется работать и какие закупки будут осуществлять главврачи, сидящие на должности по 20 лет?
На мой взгляд, самым большим минусом предложенной концепции является именно игнорирование судьбы и мнения медработников. Теоретически, тот врач, который будет больше и лучше работать, будет получать больше.
Практически, как рассказал мне один знакомый доктор из областной больницы крупнейшего региона, завотделением будет записывать всех пациентов на себя и своих родственников, а обычные врачи останутся все на тех же ставках. 



А кому не понравится - сократят за ненужностью такого количества специалистов в штате. И никого не будет волновать, что уволенный врач был профессионалом, а оставшийся - чьим-то любимым сыночком или зятем.
Зарплаты среднего и младшего медицинского персонала в концепции не рассматриваются вообще. Как работали у нас сестры и санитарки за минималку, так и будут. Хоть сколько уколов сделай и вымой грязных суден. 

И как вы думаете, что в отношении такого персонала к пациентам изменит эта реформа? И тут же подумайте, на ком лежит критично важная роль в уходе за пациентами реанимации или после операций?

Про министра
Что касается министра Супрун (впрочем, как и Квиташвили), которые в целом-то хотели и хотят лучшего, у меня есть свое мнение о том, что и как они делают.
Как и многие “приезжие”, они не могут до конца понять украинского менталитета. Ну не будет это работать, если не будут учтена эта наша специфика. Фактор  “а поговорить?” тут очень важен. 

С людьми, судьбу которых вы решаете в своих кабинетах, нужно считаться. Знать их мнение и иметь поддержку. Вы же помните историю про "прыщавую девочку, которая похоронит весь ваш бизнес"?

Я отлично понимаю о чем речь, потому что работая в крупных сетевых компаниях не раз видела, как официант/аптекарь/продавец убивали все усилия головного офиса и делали нашего клиента тем, кто распространяет слухи о нашем непрофессионализме и плохом сервисе.
Когда я проводила свое исследование, я общалась примерно с 500 медработников в 12 больницах. Про что-то “типа реформы”  знало в лучшем случае 5 человек. 

И ни один из них не одобрял таких новшеств. Ибо они не учитывали реальной ситуации в больницах, а построены на том, что “должно быть вот так”. Без человеческого и ситуативного фактора.
И да, не боятся наши врачи недовольных пациентов. Это пациенты боятся немилости врачей. И именно поэтому сами несут взятки и “благодарности”.
Я бы советовала пани Супрун как можно скорее начинать работу с врачами, аптекарями и другими специалистами, от которых и будет зависеть успешная имплементация реформы. Если у вас не будет поддержки на местах, эта реформа будет еще большим злом, чем существующая система.
К слову, программу такой работы я совершенно бесплатно написала и еще в апреле 2016 года отправила в Кабинет Министров, Минздрав и даже на страницу МОЗ в период, когда было анонсировано реагирование на все обращения и пожелания. В самом начале прихода Супрун. Реакции нет до сих пор.  Найдете - пользуйтесь.
А в том, что эта программа эффективна, я уверена на 100%. Потому что составлена она на основании мнения целевой группы. Таких исследований в Украине до сих пор так никто и не провел...

Comments

Popular posts from this blog

Пикап-факап: как SMM-команда Le Boutique репутацию шефа “спасала”

World Life Experience: Scam-project in a Portuguese mask

Страх та ненависть у Львові, або як я повернулася додому.